Вы здесь:Главная / Власть / Статистика / О результатах работы Управления Роспотребнадзора по Московской области в сфере потребительского кредитования в 2011 году

О результатах работы Управления Роспотребнадзора по Московской области в сфере потребительского кредитования в 2011 году


Авторdnk - Опубликовано06 Апрель 2012

Из занимающихся потребительским кредитованием и зарегистрированных на территории Московской области 32 кредитных организаций и структурных подразделений 35 банков, зарегистрированных в г. Москве за период с 2007 по 2012 год Управлением Роспотребнадзора по Московской области были проведены проверки 157 филиалов 59 банков, предоставляющих гражданам кредиты (В 2007 году проведено 4 проверки, в 2008 г. - 20, в 2009 г. - 25, в том числе 19 плановых и 6 внеплановых, в 2010 г. - 32 плановых и 11 внеплановых, за 2011 г. - 36 плановых проверок и 19 административных расследований по обращениям граждан).

В план проверок на 2012 год включены проверки 58 филиалов 6 банков с такими же функциями.

Увеличилось число обращений граждан письменных и устных на «горячую линию» - с 15 в 2007 году, 24 в 2008, 40 в 2009 г. 40, до 67 в 2010 г. и 152 за 2011 год.

В результате проведённых проверок нарушения действующего законодательства были установлены: в 2007 году в 50 % проверенных предприятий банковской сферы, в 2008 г. - в 80 , в 2009 г. - в 82, в 2010 г. - в 70, в 2011 г. - 89 %.

Из проверенных в 2011 году 36 дополнительных офисов вышеуказанных банков в 32 объектах установлены нарушения действующего законодательства (или 89 % от проверенных объектов).

Кроме того, было проведено 19 административных расследований по контролю за соблюдением требований Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении кредитов.

За отчетный период в Управление Роспотребнадзора по Московской области поступило 96 обращений на действия банков, расположенных на территории Московской области.

К административной ответственности привлечено 32 должностных и юридических лица, которые оштрафованы на сумму 271,0 тыс. рублей.

Вместе с тем банкам выданы Представления и Предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения прекращении нарушений прав потребителей.

За отчетный период специалистами Управления дано 13 заключений в суды, удовлетворено - 6.

Несмотря на невысокие суммы штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях (от 10 до 20 тыс. руб. на юридическое лицо), часть банков, пытаясь поддержать свой престиж, оспаривали постановления и предписания Управления Роспотребнадзора по Московской области в судах. В случаях поддержки судами этих жалоб приходилось направлять апелляционные жалобы в суды высшей инстанции.

Например, банком ОАО «Банк Москвы» было подано две апелляционные жалобы, оспаривающие постановление и предписание Управление Роспотребнадзора в Арбитражный суд Московской области. Суд вынес решение в пользу банка. Далее, Управление Роспотребнадзора по Московской области направило апелляционные жалобы в Десятый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение Арбитражного суда Московской области. Банком направлено заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который вынес Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-8663/1.

Из-за несогласия ОАО «Банк Петрокоммерц» с результатами плановой проверки в 2010 году, наложенными штрафами и выданными Предписаниями, после многочисленных судов разных инстанций, выигранных Управлением Роспотребнадзора по Московской области, в декабре 2011 года была проведена проверка исполнения Предписаний в филиалах банка, расположенных в г. Подольск и г. Электросталь. Проверка показала, что нарушения не устранены, то есть Предписания не исполнены. В результате были составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения мировым судьям. Кроме того, поданы два иска в суды в защиту неопределённого круга лиц.

Приведу примеры наиболее характерных нарушений, выявленных при плановой проверке в предприятиях оказывающих услуги потребительского кредитования в Московской области.

Так, например, возможность предъявления претензий истцами в суды общей юрисдикции только по месту нахождения банков (офисов, представительств, отделения или филиала) была включена в договоры потребительского кредитования в дополнительных офисах ОАО «Восточный экспресс банк» (г. Егорьевск), АКБ «Мособлбанк» ОАО (г. Подольск), ОАО «Московский кредитный банк» (г. Подольск), Номос-Банк (ООО) (г. Ступино).

До сведения потребителей на вывеске не доводилась информация о фирменных наименованиях организаций, местах их нахождения (адресах) в дополнительных филиалах ОАО «Мастер - Банк » (г.г. Орехово-Зуево, Люберцы, Электросталь, Клин).

В дополнительном офисе ОАО «Восточный экспресс банк»  (г.  Егорьевск)  заключение  договора  страхования(личного, добровольного, обязательного и т.д.) предлагалось в одной из аккредитованных Банком страховых компаний.

В дополнительных офисах ООО «Номос-Банк» (г.г. Ступино, Щёлково) в договоры о потребительском кредитовании включалась:

-          уплата комиссии в размере 1,2 тыс. руб. РФ за
выдачу кредита и соответственно в другом дополнительном
офисе установлена комиссия за выдачу кредита на
потребительские нужды « при предоставлении кредита на
сумму до 150 тыс. руб. включительно сроком на 1 год и
процентной ставкой 14,9 % процентов годовых - 2,5 тыс.
руб.»;

обязанность Заемщика при несвоевременном погашении кредита уплаты штрафа из расчета 48 % годовых на сумму просроченной задолженности (основного долга по кредиту) за каждый календарный день просрочки;

-        обязанность Заемщика «осуществить погашение
кредита и уплату процентов по нему в полном объеме,
размещая для этих целей на Счете (ах) погашения не
позднее 19:30 МСК даты погашения кредита сумму
платежа, определенную графиком».

Наибольшее количество обращений за отчётный период поступало на ОАО КБ «Московский областной банк» - 7 обращений.

Повысился рост обращений жителей Подмосковья на нарушение прав потребителей ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», количество которых составило - 4 обращения.

В основном, это были жалобы на взимание платежей при открытии и обслуживании ссудного счёта, по подсудности. Виновные оштрафованы.

Как правило, причинами выявленных в ходе проверок нарушений в заключённых с потребителями договорах является наличие подобных нарушений, прежде всего, в предлагаемых банками типовых договорах кредитования. К сожалению, отсутствие необходимых знаний и навыков, осведомлённости о финансовых рисках не даёт возможности будущему заёмщику делать обоснованный выбор, знать, куда обращаться за помощью, и принимать другие эффективные меры для улучшения своего финансового благосостояния.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.02.2011 г. № 180-р о реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансового образования в Российской Федерации», одной из основных задач Роспотребнадзора на сегодняшний день является доведение до населения основ потребительской грамотности. В Подмосковье этим вопросом, в основном, будут заниматься Управление Роспотребнадзора по Московской области, Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области» и Московское областное отделение Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России».

В соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии и сотрудничестве с Московским областным отделением Общероссийской общественной организацией «Союз заемщиков и вкладчиков России» 23 марта 2011 года в конференц-зале администрации Мытищинского района состоялся областной семинар «Повышение финансовой грамотности населения Московской области». В семинаре приняли участие представители Общероссийской общественной организации «Союз заёмщиков и вкладчиков России», Управления Роспотребнадзора по Московской области, Московского областного отделения партии «Единая Россия», приёмной Уполномоченного по правам человека и Общественной приёмной Губернатора Московской области в Мытищинском районе, Администраций Мытищинского муниципального района и поселений, Совета депутатов, руководители общественных и профсоюзных организаций, представители деловых и научных кругов, областных и местных средств массовой информации, а также более 80 жителей Подмосковья.

Информация о проведённых мероприятиях выставлялась на сайте Управления Роспотребнадзора по Московской области, опубликовывалась в районной и областной прессе.

Подобный семинар состоялся 30.11.2011г. в Администрации г. Серпухова, где присутствовали преподаватели институтов и техникумов, студенты и жители г. Серпухова, общее количество которых составило 51 человек.

Данный семинар транслировался по телевизионным каналам г. Серпухова и г. Пущино.

01.12.2011 г. совместно с региональной общественной организацией "Общество защиты прав потребителей Московской области" проведён прямой эфир на радио «Подмосковье» в программе «Народ и власть».

20.12.2011 г. состоялся круглый стол на тему: «О взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Московской области, Московского областного отделения Общероссийской общественной организации «Союз заемщиков и вкладчиков России» с организациями, предоставляющими населению Московской области потребительские кредиты».

На заседании присутствовали представители Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации. Из 8 приглашённых банков участвовали представители 2-х -АКБ «Абсолют банк» (ЗАО) и ОАО «Московский кредитный банк».

В итоге круглого стола было внесено предложение: банкам для установления действительно равноправных отношений между кредитными организациями и гражданами-потребителями финансовых услуг, укреплению степени доверия между ними и как результат - более цивилизованному и гармоничному развитию всего финансового рынка, рассмотреть вопрос о заключении соглашений о предварительном согласовании с Роспотребнадзором типовых договоров потребительского кредитования с последующим утверждением их руководством банков, а также проводить семинары по финансовой грамотности населения Московской области совместно с представителями банков.

Главная цель защиты прав потребителей финансовых услуг состоит в устранении дисбаланса власти, информации и ресурсов между потребителями и финансовыми учреждениями.

Защита прав потребителей будет осуществляться посредством двух механизмов:

1) финансовое регулирование;

2)             образование  потребителей  по темам, касающимся финансовых услуг.

Эффективные программы по защите прав потребителей в сфере финансовых услуг будут направлены на:

-   обеспечение потребителей чёткой и сопоставимой
информации о финансовых услугах;

запрещение вводящей в заблуждение или мошеннической практики в сфере предоставления финансовых услуг;

-       обеспечение эффективного механизма разрешения споров между финансовыми учреждениями и домохозяйствами;

-       обеспечение доступа к образованию потребителей в отношении рисков и финансовых выгод, связанных с использованием розничных финансовых услуг.

Результаты данных действий должны содействовать установлению действительно равноправныхотношений между кредитными организациями и гражданами-потребителями финансовых услуг, укреплению степени доверия между ними и как результат - более цивилизованному и гармоничному развитию всего финансового рынка.

И ещё одного вопроса считаю необходимым коснуться. 9 сентября 2011 года в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека прошло расширенное заседание коллегии Роспотребнадзора, на котором был рассмотрен вопрос «Об актуальных аспектах осуществления Роспотребнадзором и его территориальными органами федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей финансовых услуг».

В заседании приняли участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые инициировали проведение в 2012 г. проверок «коллекторских агентств». В связи с этим, в план работы Управления Роспотребнадзора на 2012 год включены проверки 17 «коллекторских агентств», расположенных на территории Подмосковья.

Глава администрации городского поселения Горки Ленинские

Камалихина
Наталья Валентиновна

Глава городского поселения Горки Ленинские

Председатель Совета депутатов городского поселения Горки Ленинские

Контакты:
+7(915)466-80-54
Nkamalihina@yandex.ru
 

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

Единый портал торгов Московской области

Единый портал торгов Московской области

Добродел

Глав. управление гос. адм.-тех. надзора М.О.

Главное управление государственного административно-технического надзора Московской области

Наше Подмосковье

Наше Подмосковье

Школа грамотного потребления

Школа грамотного потребления

Малый бизнес Подмосковья

Малый бизнес Подмосковья

НО "Фонд капитального ремонта МО" (Региональный оператор)

Лучший специалист в сфере местного самоуправления Московской области

Госуслуги в режиме "одного окна" - Мои документы

Мои документы

Опрос

Какая часть Вашего семейного бюджета уходит на оплату коммунальных услуг?:

Храм Первосвятителей Московских

Прогноз погоды

Праздники России

RSS-материал

Рейтинг@Mail.ru